Станислав Кузнецов: мошенники всегда воздействуют на эмоции человека
Заместитель председателя правления Сбербанка России Станислав Кузнецов
Киберпреступники взяли на вооружение дипфейки, но мошеннические схемы остаются неизменными – это угрозы и убеждения, говорит заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов. В интервью РИА Новости на полях ВЭФ-2024 он описал основные сценарии и новые уловки мошенников, рассказал о мощнейшей в истории DDoS-атаке на финансовую систему РФ со стороны украинской IT-армии, а также объяснил, почему люди ведутся на обман, и как банки защищают деньги клиентов, а также почему без общих усилий банков, ЦБ и правохранителей победить мошенников невозможно. Беседовала Яна Чурочкина.
– В каких сценариях мошенники используют дипфейки? Можно ли противостоять злоумышленникам их же оружием?
– По нашей оценке, дипфейки в основном используются в качестве дополнительного инструмента убеждения в уже известных сценариях мошенничества, например, при взломе аккаунта родственника или друга.
Через взломанный аккаунт от имени его владельца рассылают просьбы о финансовой помощи по списку контактов. Чтобы убедить адресатов, могут использоваться голосовые сообщения с имитацией голоса отправителя, так как во взломанном аккаунте можно найти достаточно информации для создания аудиофейка.
Но для нас технически нет никакой разницы, посредством дипфейка реализуется мошенническая схема или нет – антифрод-система банка выявляет переводы на реквизиты мошенников и приостанавливает их вне зависимости от того использовался дипфейк для обмана или нет.
– Какие мошеннические схемы наиболее актуальны на сегодняшний день? Какие данные чаще всего пытаются украсть?
– По-прежнему, наиболее актуальными и опасными мошенническими схемами являются звонки по телефону и через мессенджеры от имени сотрудников правоохранительных органов и Центрального банка с необходимостью перевода денег на безопасный счет.
Тут есть два пути возможного развития событий: мошенники либо запрашивают данные карты, пароли из смс и другую информацию, чтобы самим похитить деньги, либо убеждают людей самостоятельно совершать операции: переводы, снятия и зачисления в банкоматах, оформление кредитов. Провоцируя людей самостоятельно совершить операцию, злоумышленники при общении подчеркивают, что не запрашивают никаких реквизитов и данных, таким образом вызывая дополнительное доверие жертвы.
В этом году стали популярны сценарии с целью доступа к аккаунту на Госуслугах. Мошенники используют для этого множество различных предлогов в зависимости от возраста жертвы. Например, пожилым могут звонить от имени медицинского учреждения или социальных организаций, сообщать о перерасчете пенсии и под предлогом записи на прием в организацию просят продиктовать трехзначный код из смс для входа в аккаунт. Молодым людям могут сообщать о поступлении посылки или письма, или звонят от имени сотовых операторов с сообщением о необходимости продлить договор обслуживания. Конечная цель мошенников при сценарии с Госуслугами, как правило, сводится к тому, чтобы оформлять займы в МФО через взломанный аккаунт. Причем мы видим, что преступники действуют двумя группами: первая взламывает личный кабинет, меняет пароль и устанавливает секретный вопрос, чтобы жертва не могла восстановить доступ, потом заказывает справки для НДФЛ и готовит аккаунт уже для другой группы, которая занимается оформлением кредитов. Информацию из взломанного аккаунта также могут использовать для реализации дальнейших мошеннических схем. Мы в Сбере разработали простой и эффективный способ борьбы с таким видом мошенничества – нужно отключить возможность авторизации на сайтах МФО через портал Госуслуг – тогда мошенники потеряют к нему интерес.
– Почему люди все-таки поддаются на эти уловки, ведь уже трудно найти человека, который не знал бы про опасность телефонных мошенников?
– Потому что каким бы ни был предлог мошенников, во всех схемах они всегда воздействуют на эмоции человека – страх или желание получить выгоду. При этом потенциальной жертве не дают времени на принятие осознанного решения, торопят. Именно поэтому в топе по-прежнему остаются схемы со звонками из полиции, ФСБ, ЦБ, но к ним добавляются дополнительные шаги и элементы. Например, злоумышленники часто сначала связываются с жертвой с поддельного аккаунта руководителя и сообщают, что в организации проходит проверка, поэтому в ближайшее время свяжутся сотрудники из органов, и необходимо оказать им всяческое содействие. Далее развивается классический сценарий с переводом личных денег или средств организации якобы на безопасные счета.
Кроме того, мы фиксируем случаи, когда злоумышленники даже не утруждают себя и не формируют легенду, а с самого начала угрожают физической расправой жертве и ее близким, называя персональную информацию, которую можно найти в открытом доступе в интернете, например, адрес места жительства.
– Какой суммы ущерба удалось избежать клиентам Сбера?